Тег: "импрессионизм"

Альфред Сислей — мастер лирического пейзажа

от  

Альфред Сислей - мастер лирического пейзажа


Альфред Сислей (фр. Alfred Sisley, 1839—1899) — французский живописец, мастер пейзажа. По происхождению англичанин. В 1860—1863 гг. учился в Париже в мастерской Ш. Глейра, испытал влияние Камиля Коро. Один из ведущих мастеров импрессионизма.

В 1902 году молодой Анри Матисс спросил Камиля Писсарро: «Что это значит — импрессионист?» «Импрессионист — это художник, который всякий раз пишет по-новому», — был ответ. «Кого же тогда можно назвать типичным импрессионистом?», — спросил Матисс. «Сислея», — ответил Писсарро. Писсарро, один из «отцов» импрессионизма, знал, что говорил. Примечательно, что это признание было сделано три года спустя после смерти Сислея, когда художника, казалось бы, навсегда «сдали в архив». Писсарро был уверен, что эта ошибка быстро разъяснится. Но, чтобы это случилось, публике предстояло «прозреть».

Англичанин по происхождению, Альфред Сислей получил известность как французский художник, творчество которого принадлежит к несомненным достижениям импрессионизма. Имя Сислея привычно ассоциируется с центральной провинцией Франции, с французским импрессионизмом, но в действительности Сислей был англичанином — англичанином, лишь трижды в жизни побывавшим на родине. Его отец, Уильям Сислей (1799—1879), и мать, Фелиция (1808—1866), приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Они происходили из старинного купеческого рода, издавна связанного с Францией (дед художника, например, возил в Англию парижские товары и был женат на француженке). В 1830-х годах Уильям окончательно осел во Франции. Поначалу он служил управляющим складами одной из торговых компаний, а затем основал собственное дело. Альфред, родившийся 30 октября 1839 года, был четвёртым, последним, ребёнком в семье.

Читать далее »

Страницы: 1· 2· 3

Клод Моне

от  

Огромная коллекция работ художника Клода Моне

Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 г. в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и присоединился к семейному бизнесу, но сын с детства увлекался изобразительным искусством, в частности с удовольствием рисовал карикатуры. На морском побережье Нормандии Моне повстречал Эжена Будена, известного пейзажиста и одного из провозвестников импрессионизма. Буден показал юному художнику некоторые приёмы живописной работы с натуры.

В 1860 г. Моне был призван в армию и попал в Алжир, но там он заболел тифом, вмешательство тётушки помогло художнику демобилизоваться, и он вернулся домой уже в 1862 году. Моне поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в царившем там подходе к живописи. Покинув учебное заведение, он вскоре поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. В студии он познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.

Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла затем стала женой художника, и у них родился сын Жан.

После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. После возвращения во Францию в конце 1872 г. Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 г.

В 1879 г. Камилла умирает от туберкулёза. В 1892 г. Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. Ещё до этого Алиса помогает художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1883 г. Моне вместе с Алисой уезжает в местечко Живерни в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа. Алиса умерла в 1911 г. Художник пережил и своего старшего сына, Жана, умершего в 1914 г.

Художник скончался 5 декабря 1926 г. в Живерни и был похоронен на местном церковном кладбище.

В честь Моне назван кратер на Меркурии.

Английская писательница Ева Файджес в своем романе «Свет» описывает один день из жизни Клода Моне — от рассвета до заката.

Читать далее »

Страницы: 1· 2

Гюстав Луазо

от  

Творчество Гюстава Луазо (The Art of Gustave Loiseau) [258, jpeg]

Творчество Гюстава Луазо (The Art of Gustave Loiseau) [258, jpeg]


Гюстав Луазо (фр. Gustave Loiseau; 1865—1935) родился в Париже в 1865 году в семье владельца мясного магазина. В юношеские годы он учился у декоратора, друга его родителей. В 1887 году, получив наследство от своей бабушки, Луазо всецело посвящает свою жизнь живописи. Он останавливается на Монмартре и посещает Школу декоративного искусства в течение одного года. Затем он берет уроки у Фернана Жю Киньона.

В 1890 году Луазо впервые уезжает в Пон Аван, где знакомится с такими художниками, как Поль Гоген, Максим Мофра, Эмиль Бернар и др. Луазо стал членом так называемой Пон-Аванской школы (École de Pont-Aven) — сообщества художников, работавших в городке Пон Аван в Бретани.

В 1891 году Луазо выставляет свои работы в галерее Le Barc в Буттевилле и в Салоне Независимых в 1893 году. В 1894 году он участвует в VI, VII и VIII выставках импрессионистов и символистов в Le Barc, представляя свои пейзажи «Сентябрьское утро в Пон Аван» и «Паводок в Аван». В 1895 году, после поисков и периода дивизионизма, он возвращается к своим пейзажам, написанным в манере неоимпрессионизма. Луазо развивает технику штриха, так называемую «treillis» (решётка), которая придает его живописи мягкость, почти осязаемость и является характерной особенностью его стиля. В этом году он участвует в салоне Société Nationale.

C 1903 по 1930 регулярно выставлялся в Salon d’Automne.

Читать далее »

Страницы: 1· 2· 3

Сила импрессии Армана Гийомена

от  

Сила импрессии Армана Гийомена (The Art of Armand Guillaumin) [254, jpeg]

Сила импрессии Армана Гийомена (The Art of Armand Guillaumin) [254, jpeg]


Арман Гийомен (фр. Jean-Baptiste Armand Guillaumin; 1841—1927) родился в Париже 16 февраля 1841 года. В 1856 году Арман в возрасте 16 лет начал посещать художественные занятия в муниципальной школе, которые вел скульптор Кэйлуэ. В 1860 году Гийомен стал работать в железнодорожной компании «Париж — Орлеан». Но Арман не забыл про занятия искусством и вскоре стал посещать Швейцарскую Академию в Париже, где познакомился с Франсиско Ольером, Камилем Писсарро и Полем Сезанном. В 1863 году Гийомен вместе с Эдуаром Мане, Камилем Писсарро и Полем Сезанном выставил свои работы в знаменитой выставке «Салон отверженных», хотя работы Армана не были подписаны. В 1868 году оставляет службу, чтобы целиком посвятить себя живописи, но нуждается, зарабатывает на жизнь росписью штор. В 1872 г. вынужден возвратиться на службу. Одновременно он продолжает занятия живописью. Часто приезжает к Писсарро в Понтуаз.

Принимал участие почти во всех выставках импрессионистов (за исключением второй выставки в 1876 г.). На первой выставке импрессионистов 1874 г. был представлен тремя картинами (пейзажи). Возможно, именно эта выставка позволила в полной мере оценить масштаб дарования Гийомена и почувствовать, чем, собственно, была его живопись в контексте импрессионизма.

Будучи связан службой с городом, Гийомен писал в основном окрестности, пригороды Парижа, виды Сены, Уазы, Эссона и промышленные пейзажи. Познакомившись в 1883 г. с Полем Синьяком, а затем и с Жоржем Сёра, он начинает работать в технике пуантилизма. В 1891 г. выиграл в городской лотерее 100000 франков, и это неожиданное богатство дало ему наконец возможность развязаться со своей административной работой в Париже и начать путешествовать в поисках новых, более разнообразных мотивов и видов. В период с 1892 по 1913 г. Гийомен побывал в Сен-Пале, Крёзе, Крозане, в Агэ, Оверни, департаменте Орн, Луэне, департаменте Эр, Руане, а в 1904 г. посетил Голландию. После 1913 г. художник всё больше времени проводит в Крозане, зимой живя на юге и часто бывая в Париже.

Среди наиболее значительных работ этих лет: «Деревушка Пешадер» (1895), «Пейзаж в Агэ» (1895), «Красные скалы» (1894), «Мельница в Бушардонь» (1905), «Крозан. Одиночество» (1907), «Горы Крёза» (1918). Материальная независимость в последние годы жизни дала Гийомену возможность целиком посвятить себя живописи, но он потерял контакт с бывшими друзьями, в особенности с Писсарро и Моне. Художник скончался в июне 1927 г. на восемьдесят седьмом году жизни. Ровесник Ренуара, Гийомен стал «последним импрессионистом»: он пережил на год даже Клода Моне, активно работал в первой четверти XX в., оказав реальное влияние на формирование фовизма, поскольку его советами и примером руководствовался Отон Фриез.

Арман Гийомен не так известен широкой публике, как Моне, Ренуар или Писсарро, но его творческое наследие не менее замечательно и по-своему не менее эпохально. Оно по праву должно занимать свое место в пантеоне изобразительного искусства.

Читать далее »

Страницы: 1· 2· 3

Импрессионизм: шокирующие факты

от  

Начиная сложный и интересный разговор о импрессионизме, мы должны для начала разоблачить величайшую мистификацию XX века. Этот факт тщательно скрывается искусствоведами, но вы обязаны его знать. Вот он:

ИМПРЕССИОНИЗМА НЕТ.

Революционность этого заявления шокирует, поэтому повторим ключевую идею ещё раз, иными словами.

Импрессионизм — это не стиль живописи.

На самом деле «импрессионисты» — это презрительно-ругательная кличка, которой борзописец Луи Леруа окрестил молодых французских художников, устроивших уличную выставку своих работ в Париже на бульваре Капуцинок 15 апреля 1874 года.

Разумеется, выставка появилась не на ровном месте. Эти художники были заняты поисками новых выразительных возможностей в живописи. Как всегда бывает в жизни, облечённые властью и авторитетом поклонники «старины глубокой» встретили новаторов со штыками и вилами. Заявив, что академическая живопись достигла абсолютных высот и ни в каких странных идеях не нуждается, академики отказались выставлять новые работы в Салоне, который в то время служил средоточием художественной жизни Франции.

Чего же искали эти отверженные? Впервые в истории живописи они захотели запечатлеть на холсте не реальную действительность, но мгновенное впечатление художника. И центральное место в экспозиции на той самой уличной выставке, о которой мы говорили чуть выше, было отведено полотну Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца (1872. Музей Мармоттан-Моне, Париж)

Таким образом, говоря об «импрессионистах» (от французского impression — впечатление), мы имеем в виду школу с вполне конкретным списком участников. Об именах мы ещё поговорим позже, а пока повторим ещё раз ключевую мысль первой части урока:

Теперь вы знаете, что «импрессионистов» в узком смысле этого слова можно выписать на бумажку и запомнить. Их всего тридцать человек. Если кто-то при вас станет говорить о «импрессионисте Ван Гоге», о «импрессионизме в творчестве Айвазовского», о русских или американских импрессионистах — с этого дня у вас есть моральное право демонически засмеяться этому человеку прямо в лицо.

Рассуждая о творчестве любых других художников, мы должны говорить о «влиянии импрессионистов» или о «переосмыслении импрессионизма». На крайний случай, называя это и то «импрессионизмом», необходимо чётко оговорить терминологию.

Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт

Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт (1876. Музей Д'Орсэ. Париж)

Выставка на бульваре Капуцинок стала своеобразным манифестом, провозгласившим появление нового течения в живописи. В ней приняли участие О. Ренуар, Э. Дега, А. Сислей, К. Писсарро, П. Сезанн, Б. Моризо, А. Гийомен, а также мастера старшего поколения — Э. Буден, Ш. Добиньи, И. Ионкинд. На выставке побывал представитель издания «Шаривари», репортер Луи Леруа. Именно он первым назвал Моне и его соратников «импрессионистами», выразив тем свою негативную оценку их живописи. Вскоре это ироничное имя потеряло первоначальное отрицательное значение и навсегда вошло в историю искусства.

Писсарро. Пруд в Монфуко

Камиль Писсарро. Пруд в Монфуко (1874)

Самым важным для импрессионистов было передать впечатление от увиденного, запечатлеть на холсте краткое мгновение жизни. Этим импрессионисты напоминали фотографов. Сюжет для них не имел почти никакого значения. Темы для картин художники брали из окружающей их повседневной жизни. Они писали тихие улочки, вечерние кафе, сельские пейзажи, городские сооружения, мастеровых за работой. Важную роль в их картинах выполняла игра света и тени, солнечные зайчики, прыгающие по предметам и придающие им немного необычный и удивительно живой вид. Чтобы увидеть предметы при естественном освещении, передать изменения, происходящие в природе в различное время суток, художники-импрессионисты оставили мастерские и отправились на открытый воздух (пленэр).

На этом важном моменте мы остановимся. Разумеется, понятно, что запечатлеть мгновение невозможно на холсте размером с «Последний день Помпеи». Все работы художников-импрессионистов невелики по размерам. Но ещё большую важность для нас имеет тот факт, что художники впервые выбрались на пленэр. Любуясь великолепными пейзажами и городскими видами в исполнении художников академической школы, нелишне знать, что всё это ВЫМЫСЕЛ. Созданный в студии.
Любой пейзаж, написанный до импрессионистов, фантазиен*. Идеальные деревья, идеальная природа, идеальная композиция, похожая на сцену (приглядитесь внимательно к классическому пейзажу: вы непременно увидите там тёмные кулисы, полоску рампы — края сцены, собственно сценическое пространство и светлый «задник»).

* Возмущённые голоса из зала подсказывают нам, что из всякого правила есть исключения. В России первым на пленэр вышел Александр Иванов, когда писал виды Италии и «Явление Христа народу» (1837—1857). Так что первыми пленэр стали топтать именно русские художники.

Импрессионисты применили новую живописную технику: краски не смешивались ими на мольберте, а сразу наносились на полотно отдельными мазками. Такой прием давал возможность передать ощущение динамики, легкого колебания воздуха, движения листьев на деревьях и воды в реке.

Ренуар. Сена возле Асньера

Огюст Ренуар. Сена возле Асньера (Ялик) (1879. Национальная галерея, Лондон)

Именно поэтому у всех художников этой школы можно найти целые серии картин, написанных с одной и той же точки, но в разное время суток, в разную погоду, в разные месяцы и годы. Вот, например, небольшая галерея работ Клода Моне — вид моста Чаринг-Кросс, Лондон. Работы разных лет, хранящиеся в разных музеях. Остаётся мечтать о том, что когда-нибудь нам удастся их все атрибутировать. Пока же можно только любоваться :-)

Обычно картины представителей этого направления не имели четкой композиции. Художник переносил на полотно мгновение, выхваченное из жизни, поэтому его произведение напоминало фотографический кадр, сделанный случайно. Не придерживались импрессионисты и четких границ жанра, например, портрет часто походил на бытовую сцену.

Писсарро. Матушка Жолли

Камиль Писсарро. Матушка Жолли (1874)

С 1874 по 1886 г. импрессионистами было организовано 8 выставок, после чего группа распалась. Что касается публики, то она, как и большинство критиков, воспринимала новое искусство враждебно (например, живопись К. Моне называли «мазней»), поэтому многие художники, представляющие это направление, жили в крайней бедности, подчас не имея средств, чтобы закончить начатую картину. И только к концу XIX — началу XX в. положение изменилось коренным образом. В своем творчестве импрессионисты использовали опыт предшественников: художников-романтиков (Э. Делакруа, Т. Жерико), реалистов (К. Коро, Г. Курбе). Большое влияние на них оказали пейзажи Дж. Констебла. Значительную роль в появлении нового течения сыграл Э. Мане.

Кстати об Эдуаре Мане. Он тоже был порядочным баламутом и искал точку опоры, чтобы устроить переполох в Академии. В 1870-х годах он сходится с молодыми импрессионистами. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные картины, написанные на пленэре, бок о бок с Клодом Моне в Аржантёе в 1874 году. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Но к этому времени жизнь его уже близилась к концу: в апреле 1883 года художник скончался. Мы смело можем говорить о Мане как о родоначальнике импрессионизма, но сам он импрессионистом не был.

1 2