Игорь Грабарь (1871—1960)

от  

Грабарь (Grabar) Игорь Эммануилович 1871-1960 (173 jpg)

Грабарь (Grabar) Игорь Эммануилович 1871-1960 (173 jpg)


ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович
(25 марта 1871, Будапешт — 16 мая 1960, Москва). Российский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Видный мастер поздней импрессионистической живописной традиции, ставший в то же время и самым авторитетным в первой половине — середине 20 века историком русского искусства, выдающимся музейно-реставрационным экспертом.

Родился в семье Э. И. Грабаря, общественного и политического деятеля, вынужденного переселиться из Австро-Венгрии с семьей в 1876 г. в Россию (город Егорьевск Рязанской губернии). Учился в петербургской Академии художеств (1894—1896), в частности, у И. Е. Репина и П. П. Чистякова, а также в студии А. Ажбе в Мюнхене (с 1896); преподавал в организованной совместно с Ажбе школе (1898—1901). Кроме Германии, побывал в Италии и Франции. Жил и работал преимущественно в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

«Прирожденный жизнерадостник» (как он сам себя охарактеризовал в письме к А. Н. Бенуа), человек огромной деловой энергии, Грабарь постоянно сочетал искусство с культурно-организаторской работой. Как художник, он испытал большое влияние импрессионизма и постимпрессионизма. Для его творчества наиболее характерны неброские по мотиву, но чрезвычайно звучные, эмоционально-насыщенные по цвету пейзажи («Сентябрьский снег», 1903; «Февральская лазурь», «Мартовский снег»; обе — 1904, Третьяковская галерея), а также натюрморты, точнее целые живописные куски пространства, где вещи составляют искрящиеся хроматические гаммы («Хризантемы», 1905; «Неприбранный стол», 1907; обе в Третьяковской галерее). Тогда же обнаружился и его значительный талант портретиста. Активно выступая в качестве художественного критика в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др., он приветствует новаторские искания.

В послереволюционный период путь художника отмечен тяжелыми компромиссами. Он пишет все больше автопортретов и портретов, особенно его привлекают «старинные русские люди», стойко сохранившие свое творческое достоинство: таковы академики на картинах, заказанных в 1935 г. для конференц-зала Академии наук. Однако на этом добротном фоне слащавой официозностью выделяются большие полотна «В. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина» (1938; обе в Государственном историческом музее).

В годы Великой Отечественной войны Грабарь становится членом Государственной Комиссии по учету разрушений и ущерба, нанесенных немецко-фашистскими захватчиками и возглавляет Комиссию по учету и охране памятников искусства при Комитете по делам искусств СССР.

Грабарь вел огромную административную работу: был директором Московского художественного института им. В. И. Сурикова (1937—1943), Академии художеств (1943—1946), а также созданного в 1944 г. по его инициативе Института истории искусств АН СССР, директором которого он был до конца жизни.

Непосредственно причастный к тоталитарно-бюрократическим механизмам советской культурной политики, Грабарь тем не менее остался в памяти потомков фигурой, внушающей глубокое уважение. Тонкий руководитель-дипломат и большой художник, связавший судьбы русского до- и постреволюционного искусства, он спасал для потомков все, что было в его силах спасти, сам став своеобразной «личностью-музеем».

Грабарь (Grabar) Игорь Эммануилович 1871-1960 (173 jpg)

 

Грабарь (Grabar) Игорь Эммануилович 1871-1960 (173 jpg)

 

Грабарь (Grabar) Игорь Эммануилович 1871-1960 (173 jpg)

 

Грабарь (Grabar) Игорь Эммануилович 1871-1960 (173 jpg)

 

Грабарь (Grabar) Игорь Эммануилович 1871-1960 (173 jpg)

 

Грабарь (Grabar) Игорь Эммануилович 1871-1960 (173 jpg)

 

Грабарь (Grabar) Игорь Эммануилович 1871-1960 (173 jpg)

 

Грабарь (Grabar) Игорь Эммануилович 1871-1960 (173 jpg)

Страницы: 1· · 3

1 комментарий

Комментарий от: [Участник]

прекрасный русский импрессионист! Вот где яркие локальные цвета только подчеркивают свежесть и солнечность живописи!

6.04.2012 @ 23:38


Идет загрузка формы...